ЛЕГЕНДАРНЫЙ УЛЬЯНОВСКИЙ ГОЛОВАСТИК

ЛЕГЕНДАРНЫЙ УЛЬЯНОВСКИЙ ГОЛОВАСТИК

В Твери их называют «Работягами», в Новосибирске «Тружениками», в Сергиевом Посаде «Супермашинами», в Иркутске «Уникальными», в Екатеринбурге «Чудо-машинами», в Воронеже они уже давно «всеми любимые, юркие, мощные и энергичные». И это лишь малая часть эпитетов, просочившихся в региональные СМИ, от предприятий, эксплуатирующих технику производства Липецкого Завода Малых Коммунальных Машин. Корреспондент «НГ» побывал на единственном в России заводе, который на правах владельца интеллектуальной собственности, закреплённой патентами РФ, выпускает на автомобильном шасси малого размера многофункциональные комбинированные машины специального назначения.

 

— Для спортивно-ледовых комплексов мы выпускаем ледозаливочную «Умку», для городских коммунальных служб  — всесезонную уборочную машину «Чистик», для тушения лесных пожаров — «Катюшу», для строительства и геологоразведки — буровую машину «Буравчик», для внесения жидких и гранулированных удобрений, а также гербицидов в сельском хозяйстве — трёхосный вездеход с полным приводом от гидрообъёмной трансмиссии — «Мурашка», — говорит Владимир Зайцев, генеральный директор Липецкого Завода Малых Коммунальных Машин (ЛЗМКМ).
— Мы уже более пятнадцати лет работаем в условиях жесточайшей конкуренции с ведущими мировыми производителями аналогичной техники из США, Канады, Германии, Финляндии. Иной раз возникает ощущение, что наш коллектив, защищая своё право на выпуск российской машиностроительной продукции, обороняет Брестскую крепость. Почему такая аллегория? Она поневоле приходит в голову, когда читаешь о наших Героях Великой Отечественной Войны — зачастую это были окружённые со всех сторон солдаты, плохо вооружённые, слабо одетые, часто голодные, которые до последней капли крови удерживали каждую пядь Русской земли от инородных захватчиков. Конечно, нам не грозит пока физическая смерть, но у зарубежных компаний, надо признать, иные финансовые возможности, более дешевые денежные ресурсы. Да и опыт производства у них куда больше — их заводам от 50 до 100 лет. И даже административный ресурс России часто выступает на их стороне. Но, главное, пожалуй, что в странах-конкурентах намного мягче налогообложение, которое позволяет им развиваться, платить высокую зарплату своим сотрудникам, внедрять новые технологии, осуществляя экспансию на новые рынки сбыта. При этом они ещё и за нами следят, заимствуя и внедряя у себя наши разработки!
В частности, в мире ранее не производились малогабаритные мусоросборочные машины для раздельного сбора мусора с колёсной формулой 4х4х4, означающей, что их задний мост тоже является управляемым. А четыре года назад итальянская компания Welleyes применила поворотный задний мост на мусоровозе через два года после нас, — рассказывает Владимир Петрович.
В целом по стране, выяснил корреспондент «НГ», с ЛЗМКМ работают более двадцати дилеров, благодаря которым в 74 регионах России эксплуатируются более 650 машин из Липецка — большей частью это «Чистики», стоящие на конвейере еще с 2007 года.
— Вся наша техника выпускается на базе ульяновского УАЗа 33036, известного в народе как «головастик» — машины, по праву заслужившей статус «неубиваемой», — продолжает Владимир Зайцев. — Впрочем, и наше навесное оборудование, что мы монтируем на базе «головастика», столь же неубиваемо. Конкурируя с иностранцами, мы также даём гарантию на нашу продукцию три года, но без ограничения пробега. А когда мы на наш УАЗ установили более современную и комфортабельную кабину из Ирана, то наша машина стала выглядеть интереснее своих зарубежных собратьев, стоящих не менее 12-18 млн рублей. У кого-то, возможно, создастся впечатление, что мы занимаемся отверточной сборкой, но это далеко не так: мы закупаем порядка 600 позиций комплектующих, в том числе и импортных, а также сами изготавливаем более 1300 различных деталей. У нас 98 поставщиков, 14 из которых работают в Липецком регионе. Один из них очень дорог для нас. Это ОАО «Боринское», где специально для нашего шасси разработали и изготавливают ледозаливочное и мусоросборочное оборудование. Причём, как показала практика, это оборудование ни в чём не уступает мировым аналогам и больше в России никем не производится!
По словам Владимира Петровича, к ЛЗМКМ не раз обращались из стран Евросоюза с предложениями организовать совместное предприятие. Но это, говорит он, означало бы капитулировать и сдать свою «Брестскую крепость», то есть свою рыночную нишу, без боя: с их приходом акценты производства переместятся в их экономику, а цены на готовую продукцию, безусловно, вырастут в несколько раз! По мнению Владимира Зайцева, в этом нам есть чему поучиться у соседей-белорусов, куда ЛЗМКМ с идеей совместного предприятия до сих пор не пускают: там своё машиностроение, на котором свои люди должны получать заработную плату. Хотя конкурентов, желающих войти на рынок Беларуси, немало. Однако у белорусов все решается намного проще: президент Лукашенко вызывает руководителей Минского тракторного завода и ставит перед ними задачу за четыре месяца освоить выпуск собственной ледозаливочной машины. И через четыре месяца она работает!
— В 2019 году нам удалось увеличить объем продаж в два раза, — говорит в заключение Владимир Петрович. — Мы планировали, что и в текущем году он возрастет еще как минимум вдвое, но пандемия, наверное, внесет свои коррективы — какие будут последствия, что произойдет с бюджетами регионов, пока непонятно. Тем не менее, радует, что в период карантина наши машины хорошо зарекомендовали себя в ходе работ по дезинфекции городских территорий, особенно тех, что труднодоступны и стеснены. Иногда задают вопрос: «Почему не выходите на экспорт?». Да работаем мы на экспорт, но не рассматриваем это направление как приоритетное. У нас за рубежом всего три дилера: в Казахстане, Армении и Боливии. Пока еще не рассматриваем! И в наших городах есть, над чем работать машинам ЛЗМКМ. Коллектив завода делает всё, чтобы с участием наших машин уровень жизни в каждом конкретном городе или посёлке России продолжал улучшаться вместе с благоустройством территорий и развитием массового дворового спорта. Я бы мог бесконечно рассказывать о том, как работают наши машины, но как-то неудобно уподобляться кулику, который свое болото нахваливает! Пусть об этом лучше расскажут наши покупатели.

 

Корреспондент «НГ» не поленился и связался с руководителями организаций, где эксплуатируется техника, произведенная в Липецке, наугад выбрав несколько телефонов из обширной клиентской базы ЛЗМКМ.

Дмитрий Белогуров, главный инженер ФОК «Старт», с. Кинель-Черкассы, Самарская область:
— Ледозаливочная машина «Умка» работает у нас уже пятый год. Не жалуемся — все устраивает. То, что надо для России — техника с большим запасом прочности. Иной раз бывает так, что не уследишь и какой-нибудь нерадивый водитель перегрузит бункер «Умки», у нее аж шины в лепешку. И что вы думаете? Скрипит, но едет. За пять лет никаких поломок не было. Разве только шланг высокого давления самую малость подтекает, но разве это поломка?! Даже «Майбах» и «Бентли», и те ломаются! Это же техника!

Сергей Свиридов, главный инженер МБУ «Спортивный клуб «Кедр», г. Новоуральск, Свердловская область:
— Мы эксплуатируем липецкую ледозаливочную машину «Умка», которая полностью оправдывает свое название — все умеет и понимает: и поврежденный лед срежет, крошку ледовую соберет, глубокие царапины заровняет, идеальный слой нового льда положит. Работы «Умке» хватает: в «Кедре» несколько хоккейных площадок и конькобежная дорожка. Она у нас и летом не простаивает: мы используем «Умку» для мойки лыжероллерных трасс.
Претензий нет — очень надежная машина.

Олег Калкутин, директор ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги Северо-Западного административного округа»:
— У нас в управлении машины производства ЛЗМКМ работают уже семь лет. Их обслуживание нам обходится дешевле раз в пять, чем импортной техники, не меньше. А что касается пресловутой надежности импортной техники, то и она ломается, как и липецкая. Но в отличие от зарубежных машин, «Чистики» ремонтопригодны: пока «иностранец», ожидая нужную деталь, недели две прохлаждается, «Чистик» в тот же день возвращается в строй. Он и воды берет в два раза больше, и ширина захвата обрабатываемой поверхности у него в два раза больше. Поэтому мы посылаем его в самые ответственные места — знаем, что «Чистик» не подведет.

Владимир Козлов, управление «Белгорблагоустройство», г. Белгород:
— «Чистик» отработал этот сезон на твердую пятерку: никаких поломок и отказов. Очень порадовала его маневренность, особенно там, где сложно развернуться, — ему даже в самом узком месте достаточно двух движений. В этом году это было особенно важно при дезинфекции общественных пространств с использованием обеззараживающих средств — работал «Чистик» день и ночь, работал на износ — нареканий не было. У липецкой машины, и это очень важно, высокий клиренс и два поворотных моста, что позволяет ей легко взбираться на самые высокие бордюры, до 22 см., — зарубежные машины на такое не способны.

Источник: https://neon-gorod-l.ru/2020/07/17/legendarnyj-uljanovskij-golovastik-s-lipeckoj-nachinkoj/

Ваши контакты